11 Aug 06:36 avatar

РЖД сбрасывает балласт

ОАО «РЖД» нашло способ сэкономить на ремонте платформ и перронов Московской железной дороги: монополия сдаст всю пристанционную инфраструктуру МЖД в долгосрочную аренду Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) на 15 лет. Всего будет передано 2,4 тыс. платформ, 226 вокзалов, кассы, павильоны и другое имущество общей площадью 2,68 млн кв. м. Объекты передаются без права коммерческого использования.

Стоимость аренды составит 1,3 млрд рублей в год или 20,4 млрд за весь срок, рассказали «Эксперт Online» в РЖД, но в первые годы монополия ничего не получит – средства пойдут на реконструкцию объектов. «Средства, которые РЖД получит в счет арендной платы, будут возвращаться ЦППК, при этом в арендной ставке будут учтены налоговые отчисления», — пояснили в РЖД.

Справка:

ОАО ЦППК — крупнейший в РФ перевозчик в пригородном сообщении. Доля компании в пригородных пассажирских перевозках в Московском железнодорожном узле превышает 80%, а по России — 60%. В 2013 году ЦППК перевезла 586 млн человек и в отличие от большинства пригородных компаний прибыльна. Выручка ЦППК в 2013 году- 29,4 млрд рублей, чистая прибыль — 3,3 млрд рублей (доходность обеспечивают за счет ежегодных субсидий). ООО МПК Искандара Махмудова и Андрея Бокарева принадлежит 50% минус 2 акции ЦППК, по 25% + 1 акции — у РЖД и Московской области.

Передача объектов РЖД в пользование ЦППК согласована с мэрией Москвы и правительством Московской области. «Москва и область выступили, по сути, заказчиками этого процесса с целью улучшить качество обслуживания пассажиров на пригородных направлениях, — уточнили в РЖД. – В ближайшее время состоится совещание у вице-премьера Аркадия Дворковича, на котором будет принято окончательное решение».

Это первый случай передачи имущества РЖД пригородной компании, но за ним при желании операторов могут последовать и другие. Интерес РЖД понятен: в инвестпрограмме монополии не заложено необходимых объемов средств на содержание и реконструкцию инфраструктуры, нуждающейся в этом в силу ее возраста. Сделка позволит РЖД сократить расходы на МЖД за 15 лет с 39 млрд до 10 млрд рублей, сообщили в компании, добавив, что почти никакой прибыли от передачи имущества РЖД не получит.

Планируется, что до 2024 года ЦППК инвестирует в ремонт около 300 платформ и свыше 150 навесов порядка 9 млрд рублей в ценах 2013 года, при этом 2,5 млрд рублей будет вложено в ближайшие два года. При этом не планируется дополнительного повышения цен на билеты.

В РЖД говорят, что на эти цели ЦППК, возможно, получит дополнительные субсидии из бюджетов Москвы и Московской области. Гендиректор консалтингового агентства «Инфраньюс» Алексей Безбородов считает, что сделка невыгодна ЦППК. «У компании в аренде уже находиться часть подвижного состава РЖД, и эти электрички влетают ЦППК в копеечку, — пояснил он «Эксперт Online». – Что касается бюджетных субсидий – это наш подоходный налог». Впрочем, не исключено, что ЦППК, возлагая на себя своего рода социальные обязательства, рассчитывает в обмен на выгодные условия работы с РЖД, например, по аренде того же подвижного состава.

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков положительно расценивает передачу инфраструктуры МЖД в аренду ЦППК. «Это ожидаемое решение. Надеюсь, концентрация бизнеса пригородных перевозок в одних руках даст положительные результаты», — прокомментировал он «Эксперт Online».

ЦППК уже не впервые используется для запуска пилотных проектов: в 2012-2013 годах компания пыталась заключить контракт на 15 лет с Москвой и Подмосковьем, напоминает «Коммерсант». Регионы должны были гарантировать субсидии ЦППК, а компания обещала до 2020 года вложить 100 млрд рублей в закупку электропоездов. Но стороны не договорились, а долгосрочные контракты на российском уровне введены правительством лишь этой весной (начнутся с 2015 года).

Кстати, президент Владимир Путин поручил правительству до 1 октября 2014 года рассмотреть вопрос по установлению нулевой ставки налога на добавленную стоимость по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Обнуление ставки налога должно дать хронически убыточным пригородным перевозчикам право возвращать из бюджета НДС на 4,5–5 млрд рублей. Сейчас нулевая ставка НДС применяется к услугам по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположены за пределами России.

0 комментариев

Оставить комментарий

Имя:
E-Mail:
Введите код с картинки:



Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.